Носителю русского языка известно, кто он без бумажки, хотя это и неправда. Грека Одиссея по возвращении на родину признала только собака, но он смог доказать своё право на царство людям с помощью оружия, а не бумаги.
У любого наследника по закону тоже возникает необходимость доказать нотариусу своё родство с наследодателем – как правило, это делается с помощью документов. Но на все случаи жизни бумагами не запасёшься.
Ст. ст. 1142-1145 ГК РФ устанавливают семь очередей наследования, а ст. 1148 ГК добавляет к ним восьмую очередь. В очереди стоят родственники пяти степеней родства, усыновлённые и усыновители, а также нетрудоспособные иждивенцы. Степень родства определяется числом шагов от наследодателя к наследнику по генеалогическому древу, но ст. 1145 ГК точно обозначает, кто именно из дальних родственников может наследовать. Например, наследником шестой очереди может быть двоюродный племянник.
Нужна помощь по данному вопросу?
Заполните форму обратной связи
или позвоните нам: 8 (499) 703-30-55
Прямым доказательством родства в этом случае является набор свидетельств о рождении пятерых человек. Собрать его практически невозможно, тем более до принятия Постановления СНК СССР от 2 ноября 1935 г. выдача этих документов была необязательной – значит, в большинстве мыслимых случаев пойдут в ход косвенные доказательства. А чем они древнее, тем более сомнительными представляются. Например, в церковных книгах, фиксировавших рождение прихожан, их имена писались часто совершенно иначе, чем в нынешних документах (Иулия вместо Юлия и т.п.). К счастью, в этой области в России работают элементы прецедентного права: если однажды в суде удалось доказать, что Иулия это Юлия, все последующие суды будут выносить решение по прецеденту (кстати, именно по нему сейчас считаются тождественными буквы «е» и «ё» в личных документах).
Впрочем, выписки из церковных книг, подтверждающих ваше родство, надо ещё обнаружить и добыть, что может получиться быстро лишь у того, кто делал это много раз. А иногда достаточно и нематериальных доказательств. В ход в судебном деле пойдут даже свидетельские показания. Более того: ст. 72 Основ законодательства РФ о нотариате допускает включить вас в свидетельство о праве на наследство даже с согласия всех остальных наследников, принявших наследство и представивших доказательства своего родства. Это не судебная, а нотариальная процедура. Тем не менее, когда наследует дальний родственник, такая ситуация маловероятна. Если вы имеете пятую степень родства с наследодателем, с сонаследником той же очереди можете иметь десятую, и вы совсем чужие люди – с чего бы вам вообще друг друга знать? Гораздо чаще единственному наследнику дальних очередей, претендующему на наследство, приходится конкурировать с государством, пытающимся выморочить имущество.
Представляют государство на судах по выморочному имуществу, как правило, специалисты, имеющие не столько высокую юридическую подготовку, сколько хорошую хватку и уверенность в себе. Противопоставить таким можно только отличное знание законов и большой опыт защиты интересов в судах. Словом, обращайтесь к специалисту.
И помните, что без бумажки вы ровно то, что сами собой представляете – доказать ваш подлинный статус нотариусу и суду дело техники.